Не слишком ли круто пытаться соспоставить реальных людей с многосложными крайностями?
Реальный человек либо многосложен, но не впадает в крайность, либо односложен до крайности.
На то и гениальный образ, чтобы довести до "типического" единства сопоставление несопоставимого.
Каждый из нас и Иисус, и Иуда, и человек из толпы, и Пилат. Только пропорции разные. "Четыре в одном", смешанные в единый броуновский коктейль...

Роль Пилата в Евангилевской традиции необыкновенно характерна и многозначительна; если бы эта роль была сознательной, она была бы одной из самых трудных. Пилат не мог «сделать ошибки», не мог поступить так или иначе, и потому он взят в своем естественном состоянии, как часть своего окружения и условий, точно так же, как люди, собравшиеся в Иерусалиме на Пасху, как толпа, которая кричала: «Распни его!» Роль Пилата одинакова с ролью Пилатов в жизни вообще. Мало сказать, что Пилат казнил – это не отражает сущности его природы. Главное здесь в том, что он был почти единственным, кто понял Иисуса. Понял, конечно, по своему, по-римски. И все же несмотря на то, что понял, отдал на бичевание и на казнь. Пилат, несомненно, был очень умный человек, образованный и интеллигентный. Он совершенно ясно видел, что перед ним не преступник, «развращающий народ», как заявляли ему «истинно еврейские люди» того времени, не претендент на иудейский престол, а просто «философ», как мог бы он определить для себя Иисуса. Этот «философ» возбудил симпатию, даже сочувствие. Иудеи, требовавшие крови невинного, были ему противны. Но серъезно бороться за него, создавать себе неприятности, - это было для Пилата слишком. И поколебавшись немного, Пилат предал Иисуса.Сущность Пилата в том, что он видит истину, но не хочет следовать ей. Чтобы не следовать истине, которую он видит, он должен создавать в себе скептическое и насмешливое отношение к самой идее истины и к людям, стоящим за эту идею. Он не может уже в глубине души считать их преступниками, но должен выработать определенное, слегка ироническое отношение к ним, которое позволяло бы в случае в случае необходимости жертвовать ими. Он не хотел выглядеть смешно в собственных глазах. Символическое умывание рук (если помните) нераздельно связано с образом Пилата. Он весь в этом символическом жесте.

Иуда. В противоположность обычному «церковному» толкованию Иуды как низкого и алчного «жида», который продал Христа за тридцать серебренников, его изображают порой в виде фигуры более великой, чем сам Христос, человеком, который принес в жертву себя, своё спасение и свою «вечную жизнь» ради того, чтобы совершить чудо искупления; или он выступает как человек, восставший против Христа, ибо Христос, по его мнению, окружил себя негодными людьми, поставил себя в смешное положение. Однако на самом деле Иуда – всего-навсего маленький человек, который оказался не на своем месте. Трагедия Иуды в том, что он боялся раскрытия своей сущности, он чувствовал, что находится не на своем месте и страшился мысли что в один прекрасный день Иисус раскроет это другим. Наконец, он не смог более выносить свое положение, он недопонял некоторых слов Иисуса, возможно почувствовал в них угрозу или намек на нечто, известное только Иисусу.Взволнованный и напуганный, Иуда бежал с вечери Иисуса, решив предать его. Знаменитые тридцать серебренников не играли в этом никакой роли. Иуда действовал под влиянием оскорбления и страха, он хотел уничтожить и разрушить то, чего не мог понять, то, что превышало и унижало его уже тем, что превышало его понимание. Чтобы почувствовать себя правым, ему нужно было обвинить с преступлениях Иисуса и учеников. Психология Иуды – это вполне человеческая психология, психология ума, который чернит то, чего не понимает.

Про толпу я изъяснятся не намерен, про неё и так всё всем известно, написано много и многое верно . И так уже большой объем получается. Может заведет кто потом отдельный топик – поговорим.

К чему я это, спросите? Захотелось узнать, а узнаЁте ли вы в этих лицах СЕБЯ? Кто ВЫ?
Ваше отношение к ним (ко всем лицам)? Что вы к ним испытываете? Любовь? Ненависть? Жалость? Пренебрежение?


КТО ТЫ, ЧЕЛОВЕК? 
Христос
Пилат
Иуда
Человек из толпы